1) Все, кто прошел онлайн-опрос и прислал ассоциативный вопрос к слову-стимулу "удаль" - большие молодцы! Онлайн-опрос будет открыт до семи утра во вторник 5 марта; после этого - "кто не успел, тот опоздал"!
Всем, приславшим результаты опроса к слову "удаль", предлагается перед лекцией во вторник сделать две вещи:
- Просмотрите свои результаты, посчитайте частотность повторяющихся ответов и распределите слова-реакции по частотности и по смысловым группам (как вы уже видели в прежних ассоциативных опросах). Какие выводы вы предварительно можете сделать о вербальном концепте "удаль" в современной русской культуре?
- Посмотрите есть ли разница между женскими и мужскими реакциями и, если есть, то какая.
- Пройдите на сайт https://www.wordclouds.com/, который генерирует так называемые "словесные облака". В выпадающем меню File найдите опцию "Paste/Type Text" (вот картинка). Скопируйте все слова-реакции своего опроса и вставьте в появившееся окно, чтобы получить словесное облако (по частотности- что-то такое, или такое, или такое). Вы можете поиграть с цветами, шрифтами, формой облака и т.п. Если совсем непонятно, нажмите на Wizard, крайнее правое меню сверху.
Вставьте получившееся облако вот в этот документ и принесите на занятие свои мысли и наблюдения в плане полученных результатов.
2) Для тех, кто пропустил или подзабыл лекции и концепте и его структуре, а также для закрепления и освежения знаний о концепте и его структуре и для того, чтобы посмотреть, как можно анализировать национально специфические концепты, прочитайте, пожалуйста, несколько отрывков из статьи В. Г. Зусмана "Концепт в системе гуманитарного знания":
- Общее понятие о концепте и история этого понятия: 1-я часть статьи В. Г. Зусмана (скачать ее можно здесь)
- Структура концепта, 2-я часть статьи, "Микромодель системы литература и структура концепта" (скачать ее можно здесь).
- 3-я часть статьи о национальном концепте "гроза" (скачать его можно тут - и, кстати, это отличный пример того, как можно работать с отдельным концептом; неплохая подготовка к вашему собственному проекту.
3) Вы можете уже сейчас начинать работу над анализом вербально выраженного концепта (это одно из зачетных требований), думать над тем, как и какой концепт исследовать, какой материал и какие ассоциации для этого нужно будет собрать (и начать их собирать!) и т.п. Работая в группах по 2-3 человека, вам предлагается исследовать и подготовить презентацию своего концепта (или двух для сравнения, по желанию), раскрывая его внутреннюю форму, ядро и актуальный слой (для последнего вам нужно хотя бы 20 респондентов; для написания статей, курсовых и дипломных (то есть для научной достоверности) респондентов должно быть не менее 100; не забывайте указывать возраст и пол) и сделать соответствующие выводы. Не забывайте, что при сравнении русскоязычного концепта с концептом иностранной концептосферы респонденты на иностранное слово-стимул ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть носителями этого иностранного языка, так что заранее подумайте, сможете ли вы собрать нужное количество ассоциаций. Будьте готовы представить свои открытия и рассуждения на занятии (10-12 мин.) Полное и подробное описание проекта можно скачать здесь.
4) Чтобы посмотреть и оценить некоторые национально специфические концепты русской культуры, вы можете ознакомиться со словарем Ю.С. Степанова "Константы русской культуры". Кроме того, можно прочитать статью Ю.С. Степанова "Концепт" (предисловие к словарю), где он говорит о структуре концепта.
|